Исковое заявление
Первый вариант: Вы направили в банк претензию о незаконности пунктов договора или требование о возврате денежных средств. На рассмотрение вашей претензии и ответ банку даётся 10 дней. Некоторые банки начинают ссылаться на свои внутренние документы и утверждают, что, согласно этих документов, банк имеет право рассматривать претензии в течение 30 (45) дней, либо на то, что заявления должны быть по форме банка. Но это не соответствует закону. Вы должны знать, что никакие внутренние документы банка не отменяют статью закона. А законом (статьёй 31 закона "О защите прав потребителей") установлено, что требования потребителя должны быть удовлетворены в течение 10 дней. И никакие внутренние документы не могут отменять этого положения.
Многие банки вообще не обращают внимания на претензии в надежде на то, что на этом возмущение заёмщика и закончиться. И очень часто, действительно, на этом всё заканчивается. Многие, не получив ответа, или получив стандартную отписку банка (в которой он указывает, что никаких оснований для признания пунктов договора незаконными не имеется), прекращают борьбу. Но это не верный шаг. Вот один из примеров: Банк в договоре предусмотрел взимание комиссии за выдачу кредита и ещё несколько незаконных пунктов. В адрес банка направили претензию и получили такой ответ:
Далее было подано исковое заявление о защите прав потребителя и возврате единовременной платы за выдачу кредита, о признании ничтожными отдельных пунктов договора. В судебном заседании представитель банка утверждал, что о комиссии заёмщику было известно до подписания договора и заёмщик не возражал, следовательно никаких оснований для удовлетворения требований о возврате комиссии, а тем более об уплате неустойки, не имеется. Но судья посчитал, что иск подан правомерно и исковые требования подлежат удовлетворению. В полном объёме решение суда приводить не буду, ограничусь только последней страничкой. Скажу сразу, что решение вступило в законную силу и заёмщик получил денежные средства в полном объёме подав Заявление с исполнительным листом в ЕРКЦ, обслуживающий банк.
Поэтому, ни на какие отговорки и отписки банка не реагируем и смело подаём исковое в суд. Поскольку исковое заявление подаётся в защиту прав потребителя, вы, как потребитель, освобождены от уплаты пошлины за подачу искового заявления. Это предусмотрено законом "О защите прав потребителей" (статья 17) и Налоговым кодексом (статья 333.36).
Второй вариант когда вы можете подать исковое заявление - это встречный иск. То есть, вы допустили просрочку и банк подал иск в суд. Многие в этой ситуации либо не делают ничего (даже не приходят в суд), либо просто соглашаются с тем, что имеется задолженность. И обе позиции в корне неверны. Конечно спорить о том, что имеется задолженность в такой ситуации часто не имеет смысла, если конечно ваша задолженность не создана самим банком (что бывает очень часто), но соглашаться тоже нужно с умом. Практически всегда в договоре присутствуют пункты, противоречашие закону: различные комиссии, незаконная очерёдность и т.п., которые значительно увеличивают вашу задолженность. И если вы на вопрос судьи: — "Согласны ли вы с задолженностью?", ответите — "Да", — подразумевая, что задолженность у вас есть, то можете в решении увидеть такую фразу: — "Ответчик долг признал, что является основанием для удовлетворения иска", либо: — "Ответчик против того, что имеется задолженность не возражал, контррасчёт не предоставил".
И не важно, что вы потом утверждали, что размер задолженности нужно пересчитать и приводили свои доводы. То что ему нужно, судья услышал (п. 4 ст. 198 ГПК РФ), зачем ему утруждаться и выяснять истинный размер задолженности? И можете быть уверены в том, что в протоколе тоже будет записано только ваше согласие. Секретарь ведь работает под началом судьи и он хорошо знает что должно быть в протоколе. а что нужно пропустить. Не заблуждайтесь в том, что судья всегда стоит на страже закона и всегда выносит справедливое решение. Такие судьи бывают, но это достаточно большая редкость. И с течением времени они либо исчезают, либо их мировозрение изменяется. Это не голословное утверждение. У меня есть опыт общения с одним судъёй.
Так уж случилось, что одно дело рассматривала судья 7 лет назад. Вполне адекватно, пыталась разобраться и разобралась. Банк тогда не досчитался половины той суммы, которую он заявлял в исковых требованиях. И вот спустя 5 лет "встречаемся" снова. Одна моя знакомая (залогодатель по договору) попросила поприсутствовать на заседании, чтобы потом разъяснить ей то, что ей будет непонятно. Но пришлось не поприсутствовать, а повоевать. То, как вела себя судья меня поразило. С первой минуты было понятно, что у неё уже есть готовое решение и она крайне огорчена тем фактом, что на слушание пришли и должник и залогодатель ( да ещё с группой поддержки). Но это не всё. Любые возражения должника пресекались молниеносно: — "А вы должник, вообще молчите, вы что считаете, что банк не правильно считает?" И это ещё можно назвать адекватным высказыванием. Но когда она в ответ на заявление залогодателя о том, что она ещё не видела искового сказала, что это ничего не меняет и что решение будет вынесено независимо от этого, стало понятно, что мировозрение судьи изменилось кардинально. В принципе нет ничего удивительного - суд является судом по месту расположения банка и, думаю, что шелест купюр затмил шелест кодексов. Иначе как можно объяснить, что судья звонила в банк и по имени отчеству общалась с представителем банка в нашем присутствии и уточняла какие цифры банк признает, а какие нет. Хорошо, что у меня была оформлена доверенность от залогодателя и через 15 минут слушания судья была очень удивлена, когда мною было заявлено ходатайство об отложении для изучения искового и материалов дела. Никак не могла понять, почему зритель из группы поддержки заявляет ходатайство. Она же не удосужилась выяснить кто присутствует в зале и в каком качестве (хотя это её обязанность). В общем нам дали 12 часов на изучение материалов. Пришлось ночью делать расчёты и предоставлять возражения на исковое. Таким образом получили время на изучение материалов дела ( судье пришлось перенести заседание). На следующем заседании также был неадекват до тех пор, пока не было заявлено отвода суду. Конечно его не удовлетворили, но она хотя бы стала следить за своими словами и перестала хамить. Ну а в завершение скажу, что гордиться нечем. Кроме того, что помотали нервы судье, ничего не добились, дело было проиграно. Но этот случай я рассказал вам для того, чтобы вы поняли, что не все судьи являются судьями в том понимании, какое заложено в законе. Но это не означает, что нужно сложить лапки и не трепыхаться. Кроме вас самих никто ваши права отстаивать не будет, в этом вы должны быть уверены на сто процентов.
Итак, банк подал иск, а вы подавайте встречный о незаконности пунктов договора. Желательно сделать соответствующие расчёты, предоставить максимум доказательств и подать возражение на исковое заявление банка. Бывает так, что судья отказывается принимать встречный иск, находя разные предлоги: то пошлина не уплачена, то расчётов не хватает и т.п. В таком случае вы должны настоять на том, чтобы факт подачи вами иска и факт отказа суда его принимать были зафиксированы в протоколе судебного заседания. Это ваше право ( а также обязанность суда). Знайте, что просто так судья не может отказать в принятии иска. Все процессуальные действия строго регламентированы Гражданским процессуальным кодексом и по любому действию, будь то отказ в приёме, возращение, либо оставление без движения, судья обязан вынести определение (ст. 133 - 136 ГПК РФ). И эти определения могут быть вами обжалованы в вышестоящий суд. Если уж попадётся совсем неадекватный судья, то подавайте исковое через канцелярию (с отметкой о приёме на вашем экземпляре), или отправляйте почтой (можно продублировать на электроный адрес суда, на факс). И поскольку иск вы подаёте в защиту прав потребителя, не стесняйтесь требовать возмещения морального вреда (ст. 15 закона "О защите прав потребителей"). Конечно суд не удовлетворит это требование в полном объёме, но любая сумма вам лишней не будет. Сразу скажу - банк в возражении укажет, что вы не предоставили доказательств морального страдания, не принесли справки и иные документы. Но, потребитель не обязан доказывать свои моральные страдания. Сам факт нарушения прав потребителя, а включение в договор условий, противоречащих законодательству является нарушением прав потребителя, является достаточным основанием (п. 45 Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012г. ). Не забудьте напомнить это судье, возможно он этого не знает (или предусмотрительно забыл).
Вот вроде бы и всё, что я хотел вам сообщитьоб исковом заявлении. Возможно у вас остались вопросы (или я что нибудь забыл рассказать) - пишите в комментариях. Будем разбираться.
Настройшик